Некрасов – Кому на Руси жить хорошо: краткое содержание

2175
Н А Некрасов – Кому на Руси жить хорошо: краткое содержание для читательского дневника

А. И. Куприн в 1910г. написал одну из жемчужин русской литературы — повесть о бескорыстной, но неразделенной любви «Гранатовый браслет». В самом начале своей работы над ним, писатель хотел написать небольшой рассказ, но написанного становилось все больше и работа над произведением продлилась около 3 месяцев. Повесть была напечатана в альманахе «Земля» в 1911г. Далее вы сможете прочесть Александра Куприна: Гранатовый браслет краткое содержание по главам.

Прототипами героев повести были реальные люди и за основу сюжета взят правдивый случай, который Куприн дополнил и немного изменил. В то время в Петербурге писатель тесно общался с семьей Любимовых, которые тогда занимали высокое общественное положение. Матери Любимова писал один мелкий чиновник, который не открывал своего имени, потому что понимал невозможность отношений.

Спустя какое-то время дама перестала читать любовные послания, а поклонник прислал ей подарок — гранатовый браслет. Тогда отец Любимова и ее брат отправились к мелкому чиновнику и попросили его больше не писать ей. С тех пор о нем в семье больше не слышали. Куприн смог из простого рассказа за чаем превратить его в прекрасную любовную повесть, которая станет одним из лучших произведений в русской литературе.

  • Автор: Н.А. Некрасов
  • Год написания: 1877 г
  • Время чтения оригинала: 3 часа
  • Время чтения краткого содержания: ~ 8 минут
  • Жанр: поэма

Главные герои

  1. Семь крестьян, отправившихся на поиски самого счастливого человека на Руси:Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом, Пров.

Другие герои

  1. Поп — первый «счастливец», повстречавшийся странникам
  2. Ермила Гирин — народный любимец
  3. Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, оставшийся без крестьян после отмены крепостничества
  4. Утятин, он же Последыш — князь
  5. Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка
  6. Гриша Добросклонов — сын дьячка, семинарист. Тот самый «счастливый человек», которого искали странники

 

Встреча

Встретились однажды на столбовой дороге семеро простых крестьянских мужиков, из семи соседних деревень. Сошлись мужики и принялись спорить о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».  Выделили шесть кандидатов на роль «самого счастливого»: помещика, чиновника, попа, купца, боярина, царя.

Выяснять, кто прав, крестьяне стали проверенным методом — криком. Так спорили, что прохожим казалось, будто мужики клад нашли и теперь делят его. Пока ругались, стемнело, наступила ночь. Не опомнились бы спорщики, если б не окрикнула их встречная баба, мол, куда вы на ночь глядя?

Привал

Осознав, что от дома они далеко, а на дворе ночь, мужики решили остановиться на привал. Разожгли костер, достали водки, нашли закуску. Разгорячившись, опять принялись спорить, да так сильно, что и до драки дело дошло.

Крики, усиленные эхом, разбудили лесных жителей: заяц всполошил галок, галки подняли писк, а из гнезда пеночки выпал крохотный птенец. К побоищу стала подтягиваться и другая живность: слетелись филины, приспел ворон, пришла корова, пасшаяся на лугу, подкралась лисица.

Пахом из всего этого безумия выловил птенца, приползшего к костру. Решил мужик, что были бы у него крылья птичьи, он быстро облетел бы всю Русь и выяснил, у кого жизнь лучше.

Остальные не соглашаются — лучше б вместо крыльев, полпуда хлеба и ведро водочки каждому, а вместе с тем, по утрам огурчиков, в обед квасу и вечером чай. И тогда они бы без труда обошли всю Русь-матушку.

Пока мужики рассуждали таким образом, прилетела пеночка, стала просить, чтобы вернули ей птенчика. В  качестве выкупа она пообещала дать мужикам все то, о чем они мечтали. Отправила их пичуга на полянку, где под двумя соснами зарыта коробочка с волшебной скатертью-самобранкой.

Пообещала также пеночка, что скатерть и одежду мужикам починит, и прислуживать всячески станет. Только есть одно условие: больше одного ведра водки в день просить нельзя. Отдали ей мужики птенца, а сами пошли искать заветную поляну. Нашли, отрыли коробочку, вынули скатерть и устроили пир, а наевшись и напившись, уснули.

Глава 1. Поп

С утра мужики отправляются в свой поход. По дороге им встречаются явно несчастливые люди: нищие, мастеровые, крестьяне, солдаты. И только под вечер попался мужикам поп. Вот уж кому, а ему, по убеждениям Луки, живется очень хорошо. Стали рассуждать, что же есть счастье.

Пришли вместе с попом к выводу, что счастье — это покой, честь и богатство. Начали расспрашивать его о жизни, но оказалось, что она далеко не идеальна. Беспокойна — в любую погоду, в любое время ему нужно идти туда, где есть больные, умирающие или рождающиеся. И не только физические страдания сопутствуют таким похождениям, болит еще и душа.

Тяжело слушать рыдания, предсмертные хрипы и видеть сиротскую тоску. Настолько тяжело, что кажется неправильным брать подаяние — скромную плату за труды. А без нее — какое же богатство у попа? Да и о почтении говорить нечего. Мужики сами знают все о и сказках балагурных, и о песнях непристойных, главным героем которых становится поп.

Убедившись, что попа никак нельзя называть счастливым человеком, мужики идут дальше.

Глава 2. Сельская ярмарка

По дороге мужики заходят в село Кузьминское, куда на ярмарку собрались жители всех ближайших деревень. Ярмарка эта, как и само село считается богатой. Здесь имеется училище, пусть и закрытое, множество кабаков, грязная гостиница и даже фельдшер.

Вероятность найти среди кузьминских счастливца тает на глазах. Люди все здесь бедные оттого, что много пьянствуют. Вечером странники покидают Кузьминское.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночью мужикам встречается Павел Ветренников, осуждающий крестьян за пьянство. Они приходят к мнению, что трезвым на Руси жить нельзя: не выдержишь ни доли мужицкой, ни работы непосильной.

Глава 4. Счастливые

Мужики решают «заманивать» счастливцев на водку. Первым, кто решает поведать историю своей жизни за стакан, оказывается дьячок, счастье которого в выпивке. Затем показывается старуха, радостная оттого, что «сто реп уродилось», а за ней солдат, счастливый, что жив остался.

Наконец, один из нищих рассказывает мужикам историю Ермилы Гирина. Его так любили люди, что когда тому не хватало денег для выкупа мельницы, местные одолжили их без расписки. Честный Ермила через неделю все вернул. Правда, сейчас он в остроге, его туда посадили за бунт.

Глава 5. Помещик

Следующий счастливец — помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он говорит, что раньше, до отмены крепостничества, он был счастливее: всем был владыкой и судьей. Гордился Оболдуев и тем, что крестьяне его любили и уважали. А сейчас помещику, который с детства не учился ничего делать руками, приходится очень тяжело.

Часть 1. Последыш

Мужики продолжают путь и добираются до берега Волги. Там они встречают князя Утятина, все зовут его Последышем. Перед ним разыгрывается целая комедия: свободные нынче крестьяне до сих пор изображают перед ним крепостных.

Дело в том, что после новости об отмене крепостничества, Утятин так разволновался, что слег,  пообещав оставить сыновей без наследства, раз они не уберегли «помещичьи идеалы».

Сыновья испугались и пообещали крестьянам за сей спектакль отдать в пользование луга, после смерти Последыша. Он вскоре умирает, а все обещания оказываются обманом — судятся мужики до сих пор.

Часть 2. Крестьянка

Решив, что у всех мужиков судьба тяжелая, странники решают обратиться к бабам. Так они встречают Корчагину Матрену Тимофеевну, рассказывающей свою историю. В родной семье жила она хорошо, но потом вышла замуж и переехала в дом жениха.

Там пришлось терпеть обиды и нападки со стороны свекра и свекрови, защищал только дед Савелий. Первенец ее Демушка погиб от несчастного случая, и хоть потом Матрена родила еще пятерых, забыть его она так и не смогла. Однажды ей пришлось взять вину за своего сына Федота, не уследившего за овцами.

Матрену высекли. Беременной ей пришлось ехать к губернаторше и просить освобождения мужа: его незаконно забрали в армию. В заключение Матрена говорит, что женщина на Руси не может быть счастливой, так как ключи от женского счастья Богом потеряны.

Часть 3. Пир на весь мир

В Вахлачине мужики попадают на огромный пир. Здесь поются песни и рассказываются истории о крепостничестве. Например, про верного слугу Якова, который так любил своего барина, помещика Поливанова, что прощал ему все побои и исполнял все прихоти.

Однажды Поливанов, назло Якову отдал в рекруты его племянника, из-за чего тот стал пить. Вскоре, он возвратился к барину, который к старости оказался парализован. Простить его Яков не сумел, поэтому решил отомстить. Стащил его в лес под сосну и повесился над одной из веток.

После споров о том, кто всех счастливее, заходит спор, кто всех греховнее. Так рассказывается история о двух грешниках: разбойнике Кудеяре, в котором Бог возродил совесть и о старосте, скрывшем от крепостных последнюю волю их хозяина — свободу.

Тоску народную развевает история про Гришу Добросклонова. Сын местного дьячка уже с ранних лет знал, что всю жизнь он посвятит счастью людскому.

С огромной любовью относится он к своей покойной матери, к Вахлачине, ко всей Руси. Именно ему уготована судьба народного заступника.

Странники еще не встретили Гришу, а если б встретили, то смогли бы, наконец, завершить свое путешествие.

Тест по поэме Кому на Руси жить хорошо

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТА

Нажмите "Поделиться", чтобы увидеть ваши результаты!


Просто скажите нам, кто вы, чтобы увидеть ваши результаты!

Кому на Руси жить хорошо Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов

Поделитесь своими результатами



0%
Оцените краткое содержание
  • +2
  • -0
  • 2 ratings
2 ratingsX
Нравится Не нравится
100% 0%